Павел Прокофьевич Семенченко, 1971 г.
В марте 1960 года, по рекомендации знакомых сотрудников Ботанического сада Академии наук Молдавии я пришел в Ботанический сад, в лабораторию интродукции культурной флоры с целью получить какую-нибудь работу. Лаборатория находилась в финском домике. Войдя в кабинет, а точнее в рабочую комнату заведующей лабораторией, я встретил дружелюбный прием величественно-красивой женщины с красивой шалью на плечах - это была Зоя Васильевна Янушевич. Беседа проходила в доброжелательном тоне. Я коротко рассказал о себе. Моя трудовая биография применительно к данной ситуации уже была довольно пестрой по характеру работы: служба в армии, преподавание истории, работа в агрометеослужбе. Все это было далеко от специальности, нужной для работы в Ботаническом саду. Но для того, чтобы продолжить заочное обучение в сельхозинититуте на 3-м курсе, я должен был работать в сельскохозяйственном предприятии. В городе Кишиневе таковым был только Ботсад, поэтому мне и нужно работать здесь.
Выслушав меня, Зоя Васильевна весьма деликатно сказала, что меня можно принять на должность рабочего, "если Вы согласитесь". Я, конечно, согласился. Но по приказу, как оказалось, я принимался на должность старшего рабочего с оплатой 45 рублей в месяц. (...)
Итак, я - старший рабочий. В апреле Зоя Васильевна дала мне журнал, в котором были записаны виды и сорта ягодных культур: смородины, малины и земляники. И мы вышли на коллекционный участок, занимавший примерно 0,5 га. Зоя Васильевна сказала:
- Вот здесь мы, сотрудники лаборатории, осенью под плуг (под пласт) посадили черенки смородины, вот теперь их нужно откопать, выровнять в рядах, найти или восстановить этикетки и проводить уход за ними и наблюдение.
Она сказала, что это очень интересная работа, рассказала о том, как вести наблюдение за фазами развития растений. Мне было приятно, что разговор - обучение Зоя Васильевна ведет просто, повествовательно, без менторства, в экскурсионном стиле. Как я убедился впоследствии, Зоя Васильевна таким образом разговаривает со всеми сотрудниками. Да и другого способа общения и быть не могло. Ведь Зоя Васильевна была интеллигентной, всесторонне образованной, хорошо знала искусство - живопись, музыку, классическую литературу, поэтому разговаривать с ней всегда было интересно. Среди всех заведующих лабораториями она была неординарной личностью, что иногда создавало для нее сложные ситуации в общении с "верхами". Но к ней всегда тяготели люди, близкие по интеллекту, а все сотрудники лаборатории поддерживали с ней всегда теплые, близкие, участливые отношения, как в годы совместной работы, так и после ухода Зои Васильевны на пенсию и проживания в Англии. Все это и определяло весь стиль, метод работы как руководителя коллективом. Она не любила заформализованных заседаний, а предпочитала индивидуальную беседу, уважительно выслушивала собеседника, а затем рекомендовала уточнить результаты некоторых опытов, просмотреть литературу по данной теме.
Зоя Янушевич. Кишинев. 1961 г.
И всегда эти рекомендации были для сотрудников ценными, т.к. Зоя Васильевна была эрудированна по многим аспектам растениеводства. Ее познания растительного мира основывались на учении о мировых центрах происхождения культурных растений, созданного выдающимся русским ученым Николаем Ивановичем Вавиловым, директором Всесоюзного института растениеводства (ВИР) в Ленинграде, в котором Зоя Васильевна училась в аспирантуре и защитила кандидатскую диссертацию. В то время в ВИРе работали видные ученые многих отраслей биологии, сохранившие лучшие традиции российской науки. Стратегией и целью научных исследований их было обогащение сельскохозяйственного производства новыми высокопродуктивными видами и сортами. (...)
Широкая эрудиция Зои Васильевны ботаника-растениевода получила признание в Академии наук Молдавии. Так, сотрудники Института археологии, обнаружив при раскопках керамические изделия с отпечатками злаковых растений, обратились к Зое Васильевне с просьбой определить видовую принадлежность этих растений, возделываемых человеком в ушедшие эпохи. Зою Васильевну как исследователя это заинтересовало, и она развернула исследования по палеоэтноботанике совместно с археологами. Результаты этих исследований оказались настолько оригинальными в СССР, что Зое Васильевне была
Кишинев. Академия Наук МССР.
присуждена степень доктора наук. Мы все, сотрудники лаборатории, от Зои Васильевны получали стимул, преданность избранному делу. Я и теперь, спустя многие годы, на растения смотрю глазами Зои Васильевны, вспоминаю ее навык видя растение давать ему краткую и емкую характеристику, всегда интересную и познавательную.
Кандидат биологических наук Павел Прокопьевич Семенченко.
Апрель 2006.
No comments:
Post a Comment