Thursday, September 15, 2005

"Павловцы"

Александра Васильевна, конец 60-х.

Александра Васильевна Бородулина (19.XI.1900-1982) и Вера Алексеевна Каубиш (16.VI.1907-1988) были нашими друзьями в течение почти полувека. Их просто называли "павловцами", т.к. жили они в г.Павловске, недалеко от нас, "пушкинцев". Зоя познакомилась с Александрой Васильевной в первые послевоенные годы, когда ездила в командировку на Станцию мелиорации в Болотной, что в километрах десяти от Новгорода. Они сразу подружились - и на всю жизнь. Александра Васильевна (родилась в 1900) была настоящим самородком, была воспитана в правильных и строгих сельских традициях, в вере в Бога, никогда не озлоблялась и не сердилась, не судачила, никому не "перемывала косточки", а стремилась видеть во всем хорошее и доброе. Она заранее не предполагала дурного, у нее был положительный настрой, и даже невозможно вспомнить, чтобы у нее когда-нибудь было "плохое настроение". В годы советского атеизма она исправно посещала церковь - в Покровке (это около Павловска), знала все церковные праздники, соблюдала посты. И куда бы она ни приезжала, везде сразу искала церковь. Уже позднее, в конце 70-х, мы подарили ей транзисторный приемник, и она могла слушать церковные службы, передававшиеся русским отделом Би-Би-Си. Благодаря ей и мы как-то приобщались к церкви, узнавали многое, что в нашей семье отсутствовало. Александра Васильевна знала много пословиц, поговорок и присказок. Впоследствии, Зоя решила записывать за ней пословицы и поговорки, и осталась тетрадка с ними. Еще в далекие послевоенные годы она сошлась с Верой Алексеевной Каубиш (родилась в 1907), тогда молодым врачом, работала у нее домработницей. Но так и осталась при ней на всю жизнь, так и прожила всю жизнь в ее однокомнатной квартире, никогда не имея своей. Александра Васильевна никогда ничем не болела и ушла из жизни в 1982 году, в общем, от старости. Повторяла часто: "живу лишнее, за того парня". Просила похоронить ее в деревне Подберезье Новогородской области, потому что там она родилась, там прошло ее детство и юность. Это и было исполнено. Вера Алексеевна умерла в 1988 году.

Вера Алексеевна Каубиш. 70-е годы. Павловск, на балконе.


Из пословиц от Александры Васильевны:

"Доволен малым - у Бога не забыт".






Письмо Зое от Александры Васильевны от 23 ноября 1975 г.:
Дорогая и уважаемая моя Зоя Васильевна! Ясный мой денечек, как Вы обрадовали меня своими подарками, только Вам это понятно, до чего я рада была всему – и платок, и ковер, который висит и напоминает мне о прошлом - теплую солнечную Молдавию, где были самые приятные дни моей жизни среди умных порядочных людей. А как хорошо написано, целая поэма! Как всё Вы сохранили в памяти, и я ушла в прошлое приятное, хотя и трудное время. Как я благодарна Вам, моя ненаглядная, как мне всё это дорого… я так и представляю нашу встречу и как хорошо, что я Вас встретила и Вы осветили мой жизненный путь… Именины мои прошли хорошо, были гости, поздравления, Жоржик и Женя были, подарили мне цветы, радиоприёмник, я была очень довольна, что они пришли. Риточка принесла цветы и чудесный халатик, Мария Иосифовна цветы, духи. Милица Васильевна - безрукавку теплую, связала сама. Сергей Каллистратович принес шампанское, и вот начался «пир», весело было… Теперь надо ждать 19 декабря, Николин день, и у нас опять встретимся в этот великий праздник… Будем надеяться, что и Вы к нам приедете, моя дорогая и любимая, очень хотелось бы с Вами повидаться. Крепко целую Вас, будьте здоровы, берегите себя, радость моя. Александра Васильевна (это было 75-летие А.В.).

Фото А.В.Бородулиной - здесь.
Видео Александры Васильевны Бородулиной и Веры Алексеевны Каубиш -
здесь и здесь

No comments: