Sunday, November 06, 2005

Оксана Васильевна Соколовская, тётя Сеня.


Еще воспоминания. По окончании школы мы с Ирой Кульбицкой поехали в Свиридовку. Тётя Сеня уже была одна, но у нее жил дед Гнат из Билогорилки, он был какой-то родич. Был женат на их тётке Соколовской, необыкновенной красавице. Рассказывал нам о ней: як пiде в церкву, то люди не стiльки моляться, а на неi все дивяться. Менi мати казала – я б ii в церкву не пускала i на нiй те намисто порвала. А менi гарно, що в мене така кукла [как пойдет в церковь, так люди не столько молятся, сколь на нее смотрят. Мать мне говорила, чтобы я ее в церковь не пускал и ожерелье с нее сорвал. А мне нравится, что у меня такая кукла]. Но в 30-м году его раскулачили и сослали куда-то под Вологду, его с этой «куклой» и дочкой. Через год вернули, но имущество не отдали, и они перебивались у людей. Дед жил у тёти Сени, пас корову и всё делал по хозяйству, а его жiнка i дочка жили в другом селе – тоже у родичей. Дед зла не держал и рассуждал – «оте все пройде, що наробили [все пройдет, что они наделали]», рубил дрова и песни пел. Осенью, когда уже начались морозы, пришли из сельсовета к тёте Сене: «Кулака приховуеш, щоб вiн у тебе не жив [прячешь кулака, пусть не живет у тебя]». Ушел от нее дед, ночевал где-то в чужих сараях и замерз ночью насмерть.
А тётю Сеню вскоре ограбили. Пришла она вечером после работы в колхозе – двери, окна ее хаты настежь, и в хате пусто. Унесли все продукты, что она наготовила на зиму и все ее вышитые рушники и сорочки. Она написала об этом нам в Житомир, и мама скомандовала, чтобы она покинула село и ехала к нам. И они поселились с тётей Варей в старом доме рядом с дядей Колей. Тётя Сеня пошла на рабфак, и так началась ее карьера сельской учительницы.
Хату деда в Билогорилке я помню, папа ходил к нему по каким-то хозяйственным делам и меня брал с собою. Моста не было, и переходили Сулу по кладкам. Я на руках у папы и боялась смотреть вниз, там река была глубокая.
А хата деда была обычная, под соломой, и ничего богатого у него я не приметила. Вот такая была расправа.



Оксана Васильевна Соколовская.
4.01.1907 - 21.03.1988





Тетя Сеня (Оксана Васильевна Соколовская) незадолго до войны вышла замуж за Михаила Усенко. У них родился мальчик Алик. Война застала их в Кочубеевке Полтавской обл. Муж погибнет в самые первые дни войны. Она пишет письмо в Ленинград своей сестре Наталии. Наталия только что туда приехала с Ритой к дочери Зое, их там застала война.

12 июля 1941 г.

Дорогая Зоечка!

Получила от твоей мамы письмо из Ленинграда еще 27 июня, которое она писала еще до войны - 20 июня. Я очень довольна, что она там была в Ленинграде во время бомбардировки Житомира, но мне интересно, где она сейчас, уехала ли в Житомир или до сих пор в Ленинграде. Я также беспокоюсь о Варе, где она и жива ли она, я ей сразу написала, когда началась война, но от нее нет никакого известия. Здесь, в Кочубеевке, говорят, что из Житомира уже едут переселенцы и беженцы в Полтавскую область, но я сама не видела. Прошу тебя, Зоечка, если получишь письмо, сразу напиши о маме, где она и знаешь ли ты что-нибудь о Варе. Я сижу в Кочубеевке, в Свиридовку не придется поехать, так как сейчас разъезжать нельзя. Я в отпуску, но Миша работает на практике и его не отпустят, да и военкомат не отпустит. Он тоже на днях пойдет на фронт. Так что время сейчас очень невеселое. Имею сына, но он несчастный, что в такое время родился. Сейчас сижу в комнате и никуда не выхожу, потому что не на кого бросить маленького. Квартира плохая тем, что возле нее нет ни одного деревца, один огород, так что негде свежим воздухом подышать ему и мне. Мы предполагали быть в Свиридовке, но в связи с военным положением все наши планы рухнули. Приходится сидеть мне iз синочком в Кочубеевке и грустить. Напиши мне о себе, как ты там. Пока что всего хорошего. Целую тебя крепко. Сеня.

Адрес: ст. Скороходово, с. Кочубеевка Чутовского р-на Полтавской обл.

No comments: